Материально техническое обеспечение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Яблочко» расположено в отдельно стоящих двух зданиях, имеет прилегающую территорию, оборудованную участками для прогулок детей каждой возрастной группы. Планировка здания рассчитана на 7 групп для детей дошкольного возраста.
В МБДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Вся планировка здания МБДОУ и его оснащение организовано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников. Для каждой возрастной группы имеется: раздевальная, игровая, туалетная, умывальная, спальная комнаты.
Для каждой возрастной группы предусмотрено наличие: мягкого и жесткого инвентаря, технического оборудования (аудио и видеоаппаратура), дидактического материала.
Для проведения воспитательно-образовательной работы в МБДОУ созданы и оборудованы специальные помещения: методический кабинет, кабинет педагога - психолога, медицинский кабинет и изолятор, а также необходимые подсобные и вспомогательные помещения.
Детский сад оснащен теле- и видеоаппаратурой, сканером, копировальной техникой, подключен к сети Интернет, есть видео- и медиатека.
Построение развивающей среды в МБДОУ основывается на принципах: охраны и укрепления здоровья, создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
Материально-техническое обеспечение включает:
№ |
Наименование |
Оснащение |
1 |
Групповые помещения с отдельными спальнями (3), остальные (4) группы совмещенные со спальнями |
|
2 |
Коридоры детского сада |
|
3 |
Прачечная |
Стиральная машина (2), раковина, ванна, швейная машинка (2), электроутюг (2) |
4 |
Пищеблок |
|
5 |
Медицинский кабинет, изолятор |
|
6. |
Кабинет заведующего |
|
7. |
Методический кабинет |
|
8. |
Кабинет педагога-психолога |
|
9. |
Кабинет зам.заведующей по АХЧ |
|
10.
|
Складское помещение (продуктовый склад) |
|
11. |
Территория ДОУ
|
|
Работа всего персонала детского сада направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата. Создана материально – техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно – развивающей среды. Здание детского сада светлое, имеется газовое отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии.
Предметно-развивающая среда
При создании предметно – развивающей среды учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
Базовые компоненты предметно-развивающей среды в ДОУ
природная среда;
культурные ландшафты;
физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения;
предметно-игровая среда;
игротека и видеотека;
музыкально-театральная среда;
предметно-развивающая среда;
компьютерно-игровые технологии и др.
Оборудование и набор помещений учебных кабинетов и кабинетов для проведения практических занятий
Оборудование основных помещений ДОУ соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям, росту и возрасту детей.
В состав каждой групповой ячейки входят раздевальная, групповая, спальня, буфетная и туалетная комната.
Раздевальные комнаты оборудованы шкафами для верхней одежды детей и взрослых.
В групповых помещениях столы и стулья по числу детей. Кроме этого, игровые шкафы, уголки для игр, мягкие детские уголки, учебные доски. Имеются телевизоры для просмотра телепередач и видеофильмов.
Спальни оборудованы стационарными кроватями.
В туалетных помещениях установлены раковины, унитазы, вешалки с индивидуальными ячейками для полотенец, хозяйственные шкафы.
Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами и предметами личной гигиены.
Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
В течение учебного года в методическом кабинете организовываются стенды информации. Для обеспечения педагогического процесса систематически приобретается методическая и познавательная литература, игры и пособия, осуществлена подписка на периодические издания.
Условия охраны здоровья воспитанников, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступная среда
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" В.В. Путин
Федеральное казенное учреждениеГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
https://01.gbmse.ru/
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (с изменениями и дополнениями)
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ
ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На данный момент дети с ОВЗ в МБДОУ детский сад № 3 "Яблочко" - 2 ребенка.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
· Инвалиды с нарушением зрения и слуха
· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
· Временно нетрудоспособные
· Беременные женщины
· Люди с детскими колясками
· Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Специальные условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении разработано перспективное меню для детей 2-х возрастов : с 1,5 до 3 х лет и с 3-х до 7 лет.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Детей с особыми потребностями в питании в ДОУ - нет.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья в ДОУ организована в соответствии со Статьей 41. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В детском саду разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья воспитанников:
- строгое соблюдение режима дня;
- соблюдение режима прогулок;
- подвижные игры на воздухе;
- строгое соблюдение карантинных мероприятий;
- закаливающие мероприятия;
- различные виды гимнастик (утренняя; после дневного сна)
- соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий;
- соблюдение требований к учебной нагрузке;
- выполнение режима и норм питания;
- включение в меню свежих фруктов и соков;
- просветительская работа с родителями;
- создание условий для двигательной активности.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Образовательное учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ имеется доступ к сети Интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет. Доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационным сетям, предусмотрен только для сотрудников детского сада, которые используют его при проведении НОД. Воспитанники самостоятельно не используют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Официальный сайт адаптирован для людей с нарушением зрения. Сайт МБДОУ обновляется по мере поступления информации.
Ссылки на электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ педагогов ДОУ.
Министерство образования и науки Российской Федерации. Республики Адыгея http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki/ |
Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/ |
Доступ воспитанникам, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья из числа воспитанников
- не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: Коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, магнитная доска, проектор,интерактивная доска. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
не предусмотрено
Информация о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования
Заключение и планирование к заключению договоров с иностранными организациями по вопросам образования
– не планируются.
В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности психического развития,
· показатели здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические особенности,
· уровень общего развития,
· коммуникативные особенности и речевое развитие,
· эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте МБДОУ № 3 «Яблочко»
Автостоянка (места) для инвалидов- имеется.
Пандус – имеется
Адаптированные лифты – отсутствуют.
Раздвижные двери – отсутствуют.
Кнопка вызова персонала – имеется.
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеются.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - имеется.
Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В МБДОУ № 3 "Яблочко" проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
Навигация по зданию
Открытость и доступность информации об образовательной организации.
Информационные уголки стенды
Комфортная зона ожидания
Громкоговоритель
Пандус
Кнопка вызова персонала
Табличка "Режим работы" со шрифтом Брайля
для слабовидящих людей по программе "Доступная среда"
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное воспитание;
· внешкольное воспитание и образование;
· среднее общее образование;
· среднее профессиональное образование;
· высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС: в чем польза?
Актуальность инклюзивного образования в ДОУ
Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества.
Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.
Озвучиваются разные подходы понимания инклюзивности, при этом исследователи темы разделяют основной посыл: детям с физическими и психическими особенностями важно контактировать с другими детьми. Такое общение полезно для всех: исследования показывают, что уровень эмпатии у детей в смешанных инклюзивных группах выше.
Организация инклюзивного образования по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
Традиционно выделяется 7 принципов работы:
1. Обеспечить индивидуальность подхода;
2. Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;
3. Включать в процесс всех участников;
4. Использовать междисциплинарность в образовании;
5. Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;
6. Взаимодействовать с семьёй;
7. Развивать образовательную модель детского сада.
Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям.
Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей.
Проблемы инклюзивного образования в ДОУ
В России, в отличие от других европейских стран, в частности, Англии, идея инклюзивного образования вышла на передний план не так давно. Сложностей, с которыми сталкиваются учреждения в процессе перехода на такую модель пока много и важно учиться с ними работать:
1. Нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;
2. Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;
3. Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;
4. Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях;
5. Законодательство слабо применимо;
6. Отсутствуют специальные методики.
Модель инклюзивного образования в ДОУ:
Инклюзивное образование в ДОУ, презентация которого уже состоялась в большей части развитых стран, — единственный путь существования гуманитарного общества. Такой подход гарантирует право каждого ребёнка на образование. Гарантом выступает как Конституция РФ, так и закон “Об образовании в РФ”, вышедший 29 декабря 2012 года. Правительство подчёркивает, что инклюзивность стоит вводить постепенно, и планирует в течение пяти лет с момента введения закона, оборудовать учреждения.
Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
Просто взять и разместить ребёнка с особенностями среди других детей — не метод. Важным условием нормального функционирования инклюзивного подхода является в частности план сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. Нормы и правила поведения специалистов должны уточняться и регламентироваться. Только в таком случае они окажутся полезными.
Индивидуальное сопровождение ребёнка с ОВЗ в ДОУ — это контроль и обеспечение полной комфортной интеграции ребёнка в группе. Отдельный тьютор помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает.
Сопровождение ребёнка — это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психологическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ребёнком, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. И, что важно, не забывать контролировать результаты работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий.
Сведения об образовательной организации